Церковь Воскресения Христа в Линденталь, Кёльн, Германия.
Строительство церкви 1963–1970 годы. Построена на месте старой церкви архитектора Франца Шнайдера из Дюссельдорфа. Здание было спроектировано в традиционных формах. Несмотря на военные повреждения после взрыва бомбы в 1944 году, церковь все еще использовалась муниципалитетом до 1967–1968 годов, но в конце концов ее пришлось снести из-за статических проблем.
К церкви Chrisi Auferstehung ведет небольшой канал, по обеим сторонам которого находятся аллеи деревьев. Канал выходит на небольшую площадь, куда ведет широкая лестница от немного приподнятой над уровнем земли церкви. В своих лекциях Готфрид Бём называл этот проект самым удачным с точки зрения ситуации. Это буквально реализует идею «пути» сквозь «лес» к «горе».
Строение плана подвергается различного рода трансформациям: изменению симметричной схемы трех апсид алтарной части, вынос капелл, а также парное противопоставление капеллы (через которую осуществляется вход в церковь) и пристройки церкви, которая уравновешивает нижнюю часть.
Отдельное внимание стоит уделить очевидному сходству строения плана церкви в Линденталь с церковью в Невигесе, которую мы рассматривали ниже. Капеллы церкви в Линдентале не так сильно отступают от тела храма, но общую идею в этих планах уловить не сложно. Мы можем предположить, что объем тоже будет похож, и что Бём просто будет развивать дальше придуманный им тип храма. Это подтверждают и первые эскизы этой церкви: в живописном наброске виднеются острые пики церкви. Однако в финальном варианте наши ожидания похожего объема здания не оправдываются вовсе: Бём решает использовать другой тип поднятия – призматический. В данном случае нарастание высот происходит независимо от членений плана, и идет вверх по спирали, завершаясь на колокольне, которая внутри себя тоже содержит спиралевидное развитие. Потолок интерьера также строится по спирали, но не всегда соответствует нарастанию внешнего объема.
Более детальный уровень построений демонстрирует нам скульптурность данного объекта: объем церкви как бы вырастает из поверхности земли засчет единого материала мощения площади и стен. Я рассматриваю этот прием как инвариант «опрокидывания», – по такому же принципу происходит формообразование единого оконного модуля (вертикального и горизонтального) данной церкви.